Центральный Совет Общероссийского Профсоюза образования, в рамках ответов на наиболее актуальные вопросы членов Профсоюза, подготовил информационный бюллетень «Официальная позиция Профсоюза по вопросам оплаты труда педагогических работников». Бюллетень предназначен для использования в разъяснительной работе среди педагогических кадров, в работе местных и первичных организаций Профсоюза.
Официальная позиция Профсоюза по вопросам оплаты труда педагогов в вопросах и ответах:
1. Как Профсоюз относится к действующему законодательству об оплате труда педагогов?
-Отрицательно, так как системы оплаты запутаны, непрозрачны, а полномочия по их формированию и реализации размыты между различными уровнями власти.Результат перехода к данным системам, о негативных последствиях которого предупреждал Профсоюз, – социальное неравенство среди самих педагогов, за которое фактически никто не несёт ответственности, так как несправедливые и непонятные большинству педагогов системы формально законны.
2. Каким должен быть размер заплаты педагога? -Достойным и справедливым, а не привязанным к минимальному размеру оплаты труда или средней зарплате по экономике убыточного региона. Задачи стимулирования профессионального роста педагогов и доведения размеров их зарплат до какого-то минимума несовместимы. Профсоюз считает необходимым незамедлительно повысить зарплату педагогов не менее чем на 50%.
3. Каково отношение Профсоюза к инициативам других сторон по изменению систем оплаты труда педагогов? -Любая инициатива по улучшению систем оплаты труда и увеличению размера зарплаты (в ситуации, когда они неудовлетворительны) – это хорошо. Сам факт подготовки в последнее время многочисленных законопроектов на эту тему должен стимулировать власть к ускоренному принятию конкретных мер по решению проблемы: если не в предлагаемых, то в иных приемлемых вариантах. В противном случае непринятие мер будет иметь серьёзные социальные последствия.
4. Что необходимо для изменения системы оплаты труда педагогов? -Программа-минимум (в рамках действующего законодательства): установление на федеральном уровне гарантированной части зарплаты педагогов (т.е. реализация Правительством Российской Федерации права по установлению базовых окладов и ставок, которое предоставлено ему, но не используется); выполнение единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда, разработанных Российской трёхсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений при участии Профсоюза (учёт данных рекомендаций предусмотрен Трудовым кодексом Российской Федерации, но в большинстве регионов они игнорируются); закрепление в коллективных договорах положений об участии профкома в разработке положений об оплате труда, а также распределении стимулирующих выплат. Программа-максимум – установление на федеральном уровне единых принципов и государственных гарантий по оплате труда педагогов путём законодательного перераспределения соответствующих полномочий.
5. Что необходимо для увеличения размера зарплаты педагога? -В текущей экономической ситуации для этого необходимо изменение бюджетной политики: увеличение фондов оплаты труда путём сокращения расходов на дорогостоящие проекты. В свою очередь международный опыт демонстрирует взаимосвязь зарплаты педагогов как с их квалификацией, так и с реальным отношением к профессии со стороны государства и общества. Поэтому одна из задач Профсоюза – содействие повышению престижа профессии педагога.
Справочно: Профсоюз инициировал создание в рамках Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) специальной рабочей группы для рассмотрения вопросов оплаты труда и в настоящее время Профсоюз готовит для РТК кардинальные комплексные предложения по изменению условий оплаты труда педагогов. |